Традиционные занятия шорцев

Материал из nsfo
Перейти к: навигация, поиск

Nsfo d03.png Nsfo d04.png

MediaWiki Flower
«Культура России (2012-2018 годы)»

Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г.)

Принято выделять у шорцев конца Х1Х – начала ХХ вв. две этнографические группы: северную лесостепную «абинскую» и южную горнотаёжную – «шорскую». В основу выделения этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения. Так у южных шорцев главным занятием продолжали оставаться охота, ручное земледелие, собирательство и рыболовство, а у северных преобладало стойловое скотоводство и земледелие. Кроме того, значительная часть северных шорцев стала заниматься торговлей и сбытом глиняной посуды, плетением сетей.


Рыболовство было сезонным и имело товарный характер. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк.


Основным орудием лова были сети, которыми окружали участок реки и, заплывая в образованный круг на лодке, шестами загоняли рыбу. Роль поплавков в сетях выполняли дощечки длиной 48 см, шириной 10 см и толщиной 2,5 см; роль грузила – камешки, привязанные к нижней тетиве. Длина сетей достигала 40-60 м.


На малых реках крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.


Земледелие было развито повсеместно: плужное – у северных шорцев, и мотыжное – у южных. При плужном земледелии использовались деревянная соха с железным наконечником, деревянная борона, серп. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овёс, коноплю, картофель.


Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений – корней кандыка, сараны, пиона, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод. Орудием для выкапывания корней и клубней этих растений служила корнекопалка «озуп», состоящая из черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.


С развитием товарных отношений и торговли в начале ХХ в. широкое распространение получил сбор кедрового ореха. Сезон начинался в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: тёрки «паспак», молотки-колотушки «токпак», сита «элек», веялки «саргаш», лукошки для переноса ореха «тергеш» (см. рис.1.).

Рис.1. Орудия промысла по заготовке кедрового ореха. Из фондов музея этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Скотоводство у шорцев было развито довольно слабо. Причина – отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов.


Ведущей отраслью производства у южных шорцев с древних времён считалась охота на зверя.


Промысловые угодья тайги были поделены между отдельными родами. Охотились они обычно «в своей тайге», лишь в исключительных случаях заходили на территорию соседних родов, откуда брали себе жён. Промысел состоял из двух периодов: осеннего и зимне-весеннего. Шорцы – пешие охотники. Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах «шанак», а зимой по рыхлому – на волокушах из шкуры лошади «сюртка». Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках. Охоту в зимний период они проводили на лыжах.


Лыжи делали черёмуховые, полозья их обивали шкурой с голени лошади. Рулём при спуске с гор служили универсальная деревянная лопатка «каек» или «курчек», которой также отгребали снег при постройке балагана и установке капканов (рис. 2.). Через плечо охотника была переброшена сумка из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень – портупея с набором охотничьих принадлежностей (пороховницы из рога, кожаного мешочка для пистонов и дроби, мерки из рога или дерева). Также брали они с собой берестяные табакерки или кисеты с трубкой. На поясе у охотника всегда висел нож в деревянных или кожаных ножнах.

Рис.2. Охотничьи лыжи. Из фондов музея Этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк)

До появления оружия орудиями охоты на мелкого пушного зверя служили лук «чачак» и стрелы «соган».


Расположившись на ночлег в балагане, охотники закрывались куском холста, подстилая под себя телячью кожу.


Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таёжные балаганы.


Охотничьи балаганы сооружались с осени и были двух типов: жердчатые – временные, в которых жили одну-две недели и срубные –бревенчатые, рассчитанные на сезон или несколько.


Вокруг срубного балагана каждое лето снималась кора с деревьев, в результате чего последние засыхали и шли на топливо. Для постройки временного балагана срубали несколько пихт и прислоняли к раскидистому наклонному кедру. Затем внутри балагана вырубали ветки и настилали их на очищенное до земли и прогретое костром дно. Сверху сооружение заваливалось снегом. У входа в балаган складывали дрова, поодаль строили из жердей лабаз для инвентаря и провианта. На ночь охотники располагались по обе стороны костра, сложенного в длину от входа до противоположной стены балагана.


Охотничий промысел у шорцев был насыщен религиозными элементами. Он представлялся чем-то священным. В отношении его не допускали насмешек, хвастовства, вранья. Отправляться на промысел нужно было чистым. Даже момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока пот не высохнет. В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа. Примерно так же регламентировалось пересечение границы миров человеком, побывавшим в запредельном, чужом мире. Возвращение с охоты как бы с противоположным знаком повторяло исходную ситуацию перемещения в иной мир.


Встречая кого-нибудь, считали лучше повернуться спиной к встречному. Никому не разрешалось пересекать охотникам дорогу.


Охотничьи артели чаще всего состояли из 4-6 человек. Некоторые артели брали с собой в тайгу сказителя, который днём готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра «пел» сказки не столько для «анчи-кижи», сколько для того, чтобы умилостивить духов-покровителей охоты. Добытая пушнина или деньги, вырученные за неё, делились поровну между всеми членами артели, включая сказочника. У северной части шорцев главным занятием было кузнечество. Оно настолько было характерным для шорцев, что их долго называли «кузнецкими людьми», район их обитания «Кузнецкой землёй». Шорцы, ещё в начале XVII в., не только ковали из железа различные изделия, но сами добывали и плавили железную руду.


Железную руду предки шорцев находили на поверхности гор слоями или по долинам рек под дерном, а потом доставляли на плотах по рекам или на вьючных лошадях к месту плавки. Использовались несколько типов плавильных печей различной формы (яйцевидной, конусообразной, сферической) и диаметра (до 50 см.; около 1,5 м.). Из полученной крицы-куска, используя зубила, клещи и железные молотки, ковали наконечники стрел, копья, панцири, сабли, удила, тавра для лошадей, мотыги-абылы, котлы, кувшины, кольца, серьги, раскаляя заготовки на древесных углях с использованием таких мехов, как при плавке. Традиционные плавки шорцев по некоторым источникам сохранялись до середины Х1Х в. [Кимеев В.М. Традиционные ремесла шорцев // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. - № 4-1 (56). – с. 28].


В конце XIX – первой четверти ХХ в. у шорцев, проживавших по соседству с переселенцами, появлялись мастера, овладевшие кузнечным ремеслом от русских. Набор кузнечного инструмента у всех был универсальный: молот, наковальня, молоток-ручник, клещи, перка, щипцы, зубило, оправка и т. п. Местные кузнецы ковали детали для сельскохозяйственных орудий – наконечники для сох, рабочие части для литовок, серпов, лопат, топоров, ножей [там же, с. 29].


В это время шорцы-мастера каждого крупного улуса обзаводились типичным для русской кузнецы инвентарем – наковальней и мехами, выковывали или покупали клещи, ручники, кувалды, зубила. Помимо подковки лошадей ковали необходимые детали для сельскохозяйственных орудий – наконечники для мотыги и сохи, рабочие части для литовок, серпов, лопат, топоров, вил. Ковали свой собственный кузнечный инструмент и на заказ плотникам и столярам детали охотничьих ружей. Эта устоявшаяся традиция сохранялась и в колхозный период вплоть до начала 1970-х гг [там же, с. 30].



Традиционные занятия шорцев (См. работу О.А. Соловьяновой в разделе «Методические материалы»)


Навигация по разделу:

Nsfo d04.png Nsfo d03.png